Спикер специалист Центра здоровья «Перспектива» Городской клинической больницы №1 (перинатальный центр) Макеева Екатерина
Правильная посадка.
Для того, чтобы делать домашние задания было удобно, родители заранее должны задуматься об организации рабочего места школьника. Обратить внимание надо на 2 вещи: правильную посадку и хорошее освещение.
Так как за уроками ребёнок проводит нескольких часов в день, то место для сидения должно быть очень комфортным и эргономичным. Спинка такого стула обязательно жёсткая с небольшим изгибом, чтобы спина плотно прилегала к ней. Желательно выбирать модели без подлокотников. Наиболее комфортным вариантом является ортопедическое кресло. Ножкам нужен упор — они не должны болтаться в воздухе. Не забывайте о подставке для ног.
Высота рабочего стола должна быть такой, чтобы ребёнок не сутулился за ним, а локти свободно лежали на нём. Специалисты рекомендуют обращать внимание на столы-трансформеры, размеры и высоту которых можно регулировать в зависимости от возраста ребёнка.
В качестве материала лучше выбирать дерево. Необходимо смотреть, чтобы на столе не было дефектов, различных трещин, необработанных частей, остатков клея. Если у мебели есть неприятный запах, то такую модель стоит оставить в магазине.
Также стоит учитывать гендерные отличия при подборе стола. Мальчикам нужно больше места, чем девочкам. Исходя из этого, дочери можно приобрести более компактную модель стола, а сыну – модель с просторной столешницей.
Правильное положение ребёнка за столом
Ученическая мебель, не соответствующая возрастно-ростовым особенностям учащихся, способствует увеличению наклона корпуса во время занятий и увеличению выпуклости и грудном отделе, приводит к уменьшению устойчивости позы, возрастанию напряжения мышц, увеличению числа жалоб детей на неудобство и утомление!
Освещение:
При выборе рабочего места для школьника не экономьте на свете. Отдайте в его распоряжение самый светлый уголок комнаты – возле окна. В первую очередь, это позволяет ребёнку работать при хорошем естественном освещении. Во-вторых, малыш может отвлечься от уроков и посмотреть на небо, птиц и деревья. Это благотворно влияет на настроение школьника и позволяет ему сделать зарядку глазных мышц, которые находятся в напряжении во время выполнения домашних заданий. Однако стол лучше поставить не напротив оконного проема, а сбоку – прямой, обильный свет в глаза вреден для здоровья. Не забывайте, что для правшей свет должен падать слева, а для левшей – справа.
Дополнительные источники освещения должны быть в любом случае, независимо от расположения стола. Зачастую в роли таковых выступают настольные светильники с регулируемым основанием. Для правши его ставят в левой части стола, а для левши в правой. Если лампа подобрана верно, свет от неё помогает, в других случаях освещение, наоборот, утомляет глаза ребенка. В этом случае многое зависит от того, как родители планируют размещение и насыщенность действия осветительных приборов.
Свет должен быть максимально близким к естественному: выбираем лампу с желтым светом — лампу накаливания. Не экономьте на зрении ребенка — энергосберегающие лампочки с белым светом не подойдут! Лампочки галогеновые для малыша слишком яркие — их приобретать не стоит. Люминисцентные также не вариант — их невидимое глазу мерцание утомляет зрение. Вечером настольная лампа не должна быть единственным источником освещения, рекомендуется дополнительно включать неяркий верхний свет.
Конструкция настольной лампы ребенка: основные требования – минимум элементов. У ребенка не должно появиться желание разобрать лампу или поиграть с ней. Поэтому лампы в виде игрушек для первоклашек не подойдут. Нежелательны и различные элементы декора в виде хрусталя и пр. Они создают блики, что негативно отражается на зрении. Безопасность: лампа должна быть ударопрочной, чтобы ребенок, играя, случайно не разбил ее и не поранился. На лампе должен присутствовать матовый абажур (лучше желтого или зеленого цвета), чтобы свет не ослеплял ребенка. Конструкция лампы должна позволять изменять угол ее наклона, а основа лампы тщательно закреплялась на столе с помощью кронштейна.
На продуктивную работу влияют многие факторы, и порядок на столе является одним из них. Важно грамотно организовать системы хранения: карандаши сложить в специальные стаканы, книги расставить на дополнительных полках, сложить тетради в ниши и выдвижные ящики. Также хорошо использовать магнитные, пробковые, грифельные доски, на которых удобно оставлять важные пометки и крепить записки. Дети часто забывают что-то, поэтому такой предмет будет приучать его к самоорганизации.
Вместо обычных ножниц или скрепок можно подобрать аксессуары необычных форм или оттенков. Ребёнку будет приятно складывать карандаши в органайзер в виде забавного ежа. А разноцветными крепками куда более интересно скреплять листы очередного реферата, чем обычными серыми. Это приучит малыша к порядку, а также привьёт ему любовь к школе.
Психологи и дизайнеры сходятся во мнении, что для рабочего места школьника необходимо выбирать нейтральные цветовые схемы. В качестве фонового можно использовать белый или бежевый, а мебель или аксессуары подбирать более ярких и интересных оттенков. Цветных элементов не должно быть много, чтобы не отвлекать ребёнка от выполнения домашних заданий. Коричневый и жёлтый цвета способны фокусировать внимание и стимулировать мозговую деятельность, поэтому их рекомендуют применять в качестве акцентных. А после 40 минут сидячей работы делайте небольшую разминку по 5 минут, чтобы избежать гиподинамии.
При содействии Ульяновского областного центра медицинской профилактики