Многие родители считают, что, если ребенок умеет считать, читать и писать, то он созрел для обучения в школе. Но ребенку вовсе непонятно, что его ждет впереди.
Если ребенок приходит в школу, частично зная программу первого класса, то учебе может показаться ему скучной и не требующей усилий. В этом случае велика опасность того, что у него не будет сформирована учебная деятельность. О том из чего складывается психологическая готовность ребёнка к школе расскажет медицинский психолог городской клинической больницы г. Ульяновска № 1 Китаева Ирина Владимировна
Во-первых, это личностно-социальная готовность, которая заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно, обратиться с просьбой к взрослому или подружиться со сверстниками.
У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Во-вторых, это эмоционально – волевая готовность. Занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра, то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Говоря о интеллектуальной готовности, речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
Под мотивационной готовностью специалисты подразумевают, что к моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.
Нередко, сами родители успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех.
В первые дни пребывания в школе лица детей не излучают безмятежной радости. Наоборот, в них больше тревоги и напряжения, иногда даже страх. Резкая перемена в жизни, большое количество новых правил и запретов, которые нужно соблюдать. Дома вдруг всех начинают интересовать успехи в школе. Эти факторы перегружают нервную систему ребёнка. У него может снизиться аппетит и может нарушиться сон.
Адаптация к школе занимает от одного до шести месяцев. Необходимо помочь адаптироваться. Оказать помощь, а не ужесточить требования.
Для того, чтобы не отбить желание учиться с первых дней в школе, ребёнка заранее надо готовить к этому. Например, при просмотре детских фильмов, передач и прочтение книг попутно рассказывайте ребёнку о предстоящей школьной жизни, о том, как проходит обучение.
Хорошим приёмом будет Ваш рассказ ребёнку о забавном случае из школьной жизни, который произошёл с Вами в детстве, посмейтесь вместе.
Посмотрите семейный фотоальбом, чтобы ваше чадо узнало, что его папа и мама тоже были когда – то первоклашками.
Поиграйте в школу, роли учитель – ученик могут меняться. Это покажется еще более интересным.
В присутствии детей не обсуждайте и не критикуйте педагогов – это те взрослые, которым ребенок должен уметь доверять.
Часто для ребёнка самой интересной оказывается лишь внешняя сторона школьной жизни. А взрослые, часто обеспокоены тем, как он будет учиться? Хорошо ли он читает и считает? Достаточно ли он аккуратен? Как он будет носить портфель? А ребёнку интересно другое, какого цвета у него будет пенал, какие рисунки будут у него на тетрадках и на учебниках и т.д. Для ребёнка, в первые несколько месяцев учёбы в школе, перемены вызывают больше радости и интереса, чем уроки, а занятия в группе продлённого дня, на которых он общается и играет с одноклассниками, предпочтительнее, чем скучные уроки в классе. И это следует учитывать!
Следует отметить, что психическое развитие детей дошкольников в 6-7 лет ещё не заканчивается. Ведь, по сути, первоклассник ещё во многих смыслах остаётся дошкольником, его учебная позиция и взгляды только формируются и это процесс медленный. Такая истина, что в школу ходят учиться, а не развлекаться, для ребёнка весьма формальное утверждение. И в этом им предстоит убедиться на собственном опыте школьной жизни.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Если после поступления в школу эмоциональное состояние ребенка сильно изменилось, появились не свойственные ему особенности, если прошло более шести месяцев, а он все еще не привык к школе, тогда не затягивайте поход к специалисту, посетите детского невролога и психолога.