• Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

«Город трудовой доблести» в лицах. «Вся жизнь по движущимся рельсам»

2 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Ульяновску “Город трудовой доблести”. Эта почетная награда является заслугой и тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях, в кратчайшие сроки изготовляли оружие, боеприпасы, снаряды, готовили продовольствие, отправляли все это на фронт. Именно благодаря им Ульяновск сегодня носит особое почетное звание.

Сегодня наша речь пойдет об одном из тружеников тыла, внёсшего большой вклад в развитие нашего железнодорожного хозяйства, — Матвее Лейбовиче Столярове.

Родился он 20 сентября 1927 года. Окончил Гомельский железнодорожный техникум. Насыщенная производственная жизнь ветерана прошла на Куйбышевской железной дороге. Начиная от молодого поездного диспетчера, Матвей Лейбович вырос до ревизора по безопасности движения поездов. В 31 год он уже возглавил Бугульминский подотдел, входящий в состав Ульяновского отделения.

— Это было в 50-е годы, когда прилегающая к железной дороге нефтяная и газовая промышленность только начали развиваться, — вспоминает ветеран. – Станция Бугульма в то время представляла собой восемь коротких путей, на которых железнодорожники круглосуточно вели работы по выгрузке, совершая, по сути, обычный трудовой подвиг.

В 1960 году в связи с упразднением Бугульминского подотдела Матвей Столяров был переведен в Ульяновск. Здесь он работал начальником станции Ульяновск-1, начальником грузового отдела Ульяновского отделения, главным инженером Ульяновского отделения. Буквально за несколько лет отстающее отделение было оснащено самой передовой техникой: построены двухпутные вставки на перегонах, автоблокировка, новые вокзалы, реконструированы и оборудованы электрической централизацией станции, усилено энерго — и водоснабжение. Огромная работа была выполнена по улучшению социального обеспечения железнодорожников жильем, медицинскими услугами.

Обязанности ревизора по обеспечению безопасности движения поездов Ульяновского отделения Матвей Лейбович выполнял 21 год. За это время коллектив отделения дороги работал без крушений и аварий, был лучшим на сети дорог. По мнению ветерана, этому способствовали социалистические соревнования, организованные на отделении, а так же избежание формализма и регулярные проверки на предприятиях, итоги которых рассматривали совместно с руководителями. Важную роль в воспитании молодых работников играли общественные инспектора. Они же контролировали состояние безопасности движения.

— Дома мы бывали редко, так как часто выезжали на линейные станции, — вспоминает Матвей Лейбович.

Как подчеркивает наш герой, тотальный контроль существенно влиял и на производственные показатели. В Ульяновском отделении были лучшие машинисты по дороге, лучшие бригадиры пути. Как ревизор по безопасности движения поездов, он всегда был сторонником не наказания, а поощрения за предотвращение ошибок.

За время работы ветерану приходилось сталкиваться с разными ситуациями. Он, как и вчера, помнит тот сентябрь 1973 года, когда в два часа ночи он проснулся от телефонного звонка дежурного по отделению. Он сообщил, что на однопутный перегон между станциями Розовка и Погрузная навстречу друг другу отправились два пассажирских поезда Челябинск – Москва и Ульяновск – Уфа. Последствия могли быть катастрофические.

— Через дежурного по отделению я передал команду начальнику станции Погрузная, чтобы он выставил охрану на релейном посту и никого туда не пускал до нашего приезда, – вспоминает Матвей Лейбович. – Когда мы зашли на пост 1036 км, то обнаружили в помещении неисправность при монтаже: среди белых проводов выделялся синий, значительно длиннее остальных. Незадолго до этого случая на перегоне переводилось переключение с полуавтоматической блокировки на автоблокировку и при пусконаладочных работах монтажники забыли убрать старый провод, который использовался для проверки устройств. В итоге эта забывчивость едва не привела к трагедии. Синий проводок шунтировал цепь и позволял открыть разрешающие показания сигнала на занятый перегон. Тем не менее, автоблокировка уже действовала, и машинисты пассажирских поездов, заметив занятые блокпосты, вовремя остановили поезда. За проявленную бдительность, предотвращение столкновения поездов приказом министра путей сообщения оба машиниста были впоследствии награждены знаками «Почётному железнодорожнику».

Тяжело даются Матвею Лейбовичу воспоминания о катастрофе с теплоходом «Александр Суворов», произошедший в июне 1983 года. Теплоход на полном ходу вместо третьего пролёта уходит в шестой, несудоходный пролёт, который был на два метра ниже. В результате верхняя палуба вместе с многочисленными отдыхающими пассажирами, была срезана. Ситуацию усугубило и то обстоятельство, что в тот момент по мосту проходил грузовой поезд.

— Когда мы приехали на мост, картина была не для слабонервных, – вспоминает ветеран. – Немедленно была создана комиссия по расследованию, в итоге в действиях работников железнодорожного транспорта нарушений не нашли, а всю вину возложили на руководство теплохода.

Годы работы подарили Матвею Столярову не только жизненный багаж знаний, но и знакомство с очень интересными людьми: начальником Куйбышевской дороги Дмитрием Степановичем Сугак, дорожными ревизорами по безопасности движения Алексеем Ивановичем Пестрово и его заместителем Евгением Николаевичем Фёдоровым. Шаг за шагом, они вели молодого работника по пути освоения ревизорской работы. Нельзя не отметить слаженную работу с начальником Ульяновского отделения дороги Василием Петровичем Бирсаном, а также коллективом своих помощников, квалифицированных и добросовестных людей, которые работали не щадя сил.

Слаженная работа ревизорской команды принесла свои плоды. Последние 17 лет в должности Столярова ревизором по безопасности движения поездов на Ульяновском отделении не было случаев крушений и аварий. На базе ревизорского аппарата неоднократно проводились сетевые школы передового опыта. Так, Ульяновское отделение дороги несколько лет было лучшим по сети дорог по обеспечению безопасности движения поездов. Матвей Лейбович отмечает, что сегодня коренным образом изменилась структура железных дорог, сама работа в отрасли. Но одно, по его мнению, остаётся неизменным – это человеческие качества ревизора по безопасности движения.

– На характер моей будущей работы сильно повлияли два обстоятельства. Первое – это собеседование после моего нового назначения у начальника Куйбышевской дороги Сугака, — говорит Матвей Лейбович.

Ветеран запомнил на всю жизнь, когда в завершении разговора Дмитрий Степанович, тогда уже пожилой человек, кавалер пяти орденов Ленина, для того, чтобы пожелать молодому 34-летнему специалисту Столярову успехов в работе, вышел из-за стола и крепко пожал ему руку. Это был яркий пример отношения к людям, независимо от их возраста и занимаемого положения.

— Второе обстоятельство произошло, когда я выезжал на день безопасности в локомотивное депо Бугульма, – делится ветеран, – а обратно возвращался на паровозе, который вёл машинист 1 класса Константин Лешко, с которым мы были знакомы ранее. Константин Иванович встретил меня дружелюбно, а когда узнал о моей новой должности, презрительно окинул взглядом и с сожалением сказал: «Не повезло вам, ревизор – это плохой человек». Потом отвернулся к окну и за все время пути даже ни разу на меня не взглянул. Я запомнил на всю жизнь эту встречу и в своей повседневной работе старался опровергнуть утверждение машиниста. Насколько удалось это сделать – судить уже не мне.

0

Комментирование запрещено