Всемирный день психического здоровья

    Сегодня мы поговорим о психическом здоровье наших детей, которое является одним из важных критериев здоровья ребенка в целом. На современном этапе развития общества, на качество жизни населения оказывает значительное влияние психо-эмоциональная обстановка в обществе.  Ускорился темп жизни, предъявляемые требования растут. Люди не чувствуют себя в безопасности, повышается агрессивность и тревожность.  От этого страдают, в первую очередь наши дети, у которых выявляются различные страхи и фобии. На вопросы «Откуда берутся страхи у ребенка?» и «Нужно ли с этим бороться?» нам ответит специалист ГУЗ “Городская клиническая больница №1”, перинатального центра, клинический психолог Шеймухова Людмила Владимировна.
    Родители очень часто задают себе подобные вопросы. Попробуем разобраться.
    Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как он всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражаться через тонкую гамму чувств и переживаний. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. По мере взросления эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально-обусловленными, окрашенными способностью сопереживать другим, чувством стыда, вины, гордости, самолюбия и т.п. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.
    Чтобы помочь ребенку, для начала нужно отличать страх как проявление инстинкта самосохранения, имеющего защитную функцию, позволяющую избежать соприкосновения с объектом страха от страха невротического, носящего хронический характер и обусловленного не столько ситуацией, сколько воображением.
    Инстинктивный страх кратковременен, обратим, и сам исчезает, он не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
    Невротический страх мешает человеку жить, принимает крайние формы выражения.
    Для детей можно говорить о возрастных, нормальных страхах.
    Возрастные особенности проявления страхов:
    8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
    1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
    После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
    2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, животных (волков), уколов.
    Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства.
    Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, пожара, нападения бандитов, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, страх перед засыпанием, сказочных персонажей.
    Младший школьный возраст – страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
    Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны.
    Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:
         Наличие страхов у родителей. Доказано, что больше всего страхов наблюдается у детей, чьи родители сами чего-то опасаются и чрезмерно тревожны. Ребенок словно «заражается» таким поведением. Как следствие, у них появляется неуверенность в себе, а некоторых случаях страхи приобретают форму ночных кошмаров.
         Тревожность в отношениях с ребенком.
         Избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Часто мы, родители, сами навязываем ту или иную фобию своим поведением, фразами: «Не ходи туда, там злая собака бегает – укусит!», «Нужно одеться теплее, а то на улице холодно – простудишься!».
         Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. «Кушай кашу, а то «бабайка» придет и съест тебя!». «Не перестанешь плакать, я тебя тете доктору отдам, она тебе укольчик сделает! (И откуда же даже мы, взрослые, побаиваемся идти на прием в больницу?)». А ведь ваш маленький ребенок искренне верит этим, казалось бы, несерьезным увещеваниям.
         Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или/и полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола. «Давай ты (супруг) будешь воспитывать/наказывать сына, а то мне его жалко», «Нельзя, чтобы отец ругал дочь, я лучше знаю, как обращаться с девочкой».
         Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков. Здесь и неполные семьи, где отец испаряется после развода или мать ребенка запрещает им видеться, и даже полные, где папа исполняет роль исключительно добытчика, а ребенка видит в основном спящим. И не забываем, что воспитатели детских садов, учителя, врачи главным образом женщины.
         Конфликтные отношения между родителями (когда ребенок опасается, не распадется ли семья, а для него это целый мир).
         Психические травмы типа испуга (например, многочисленные истории со злыми собаками).
         Психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
    Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
    Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьи представления о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
    Теперь рассмотрим основные способы преодоления страхов.
  1. Юмор. Посмейтесь вместе с ребенком над тем, чего он боится (не высмеивать самого ребенка и то, какой он трусиха, а именно предмет страха). Например, малыша пугает волк: расскажите ему смешную историю, как зверь захотел мороженого, съел его, весь перемазался и теперь выглядит забавно и нелепо. Разве такого можно страшиться?
  2. Изобразите страх ребенка с помощью красок, пластилина. Можно вырезать фигуру из бумаги и затем преобразить. Главное, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное участие, а вы ему только помогаете, и только с разрешения. Запрещено предлагать свои способы, какими бы замечательными они вам не казались. Это страх ребенка, а не ваш. Со своими работайте, не привлекая детей.
  3. Детализируйте страх. Не бойтесь говорить о переживаниях малыша. Родители иногда думают, что проговаривая, например, ночной кошмар сына или дочки вместе с ними, они таким образом повторно травмируют психику ребенка. На самом деле, чаще всего мамы и папы просто могут не знать, как поддержать свое чадо или сами чего-то боятся. Но проговоренное переживание, в том числе и страх, это половина успеха. Придумайте забавную историю, в которой будет досконально описано то, чего боится ребенок. Обговорите все детали: одежда, цвета, обстановка. Ведь то, что мы хорошо знаем, нас не пугает, и то же относится к детским фобиям. Очень хороший способ – сочинить сказку на «злободневную» тему, и при этом ее конец должен быть обязательно счастливым: герой побеждает то, что его мучает.
    Родители нередко прибегают к «закаливанию» – борются со страхами с помощью еще больших страхов. Например, закрывают кроху одного в комнате, если он боится темноты, считая, что так он быстрее привыкнет и перестанет бояться. Но это лишь еще больше напугает малыша, не говоря о том, что он может испытать стресс, который способен привести к неврозу, заиканию и даже отклонениям в развитии.
Задача родителей – научить ребенка быть разумным и осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.
Истинная цель «безопасного» воспитания – внушить растущему человеку уверенность в его возможностях, в том, что, если будет соблюдать определенные правила, он вряд ли попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
    Родители нередко прибегают к «закаливанию» – борются со страхами с помощью еще больших страхов. Например, закрывают кроху одного в комнате, если он боится темноты, считая, что так он быстрее привыкнет и перестанет бояться. Но это лишь еще больше напугает малыша, не говоря о том, что он может испытать стресс, который способен привести к неврозу, заиканию и даже отклонениям в развитии.
Задача родителей – научить ребенка быть разумным и осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.
Истинная цель «безопасного» воспитания – внушить растущему человеку уверенность в его возможностях, в том, что, если будет соблюдать определенные правила, он вряд ли попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

 

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *